Рекомендации

Блог

Кооперация, аутсорсинг и облака – основные драйверы развития ИТ

На крупнейшей отраслевой конференции страны «ЦИПР-2023» компания «Протон» совместно со Сбером провели сессию «Цифровая трансформация бизнеса», в ходе которой попытались определить основные вызовы и направления развития отрасли.

Решать задачи вместе

Конференция «Цифровая индустрия промышленной России» – самое представительное деловое мероприятие ИТ-отрасли, на протяжении многих лет является ключевой площадкой для обсуждения цифровой трансформации общества и экономики. В этом году в рамках «ЦИПР 2023» сессию «Цифровая трансформация бизнеса» провели ИТ-компания «Протон» и Сбер.

«Если в прошлом году на «ЦИПР» мы обсуждали жесткие проблемы с импортозамещением программного обеспечения и оборудования, с массовым отъездом программистов, то теперь эти вопросы уже решены, – заявил Дмитрий Трофимов, управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка. – Более того, страна смогла продвинуться далеко вперед».

Еще год назад многие технологии казались далеким будущим, сегодня уже понятна их монетизация, и на «ЦИПР» демонстрировались готовые к внедрению решения. Прошлогодние острые проблемы превратились в рутинный процесс, и сейчас ИТ-отрасль решает задачи не импортозамещения продуктов ушедших из России вендоров, а создания собственных технологий и оборудования, используя которые страна сможет активно развиваться.

По мнению директора по работе с корпоративными заказчиками ПАО «Ростелеком» Алексея Подрябинникова, главное, что удалось сделать за этот год – это сконцентрироваться на будущем для решения перспективных задач. При этом возник совершенно другой уровень доверия, когда конкурирующие компании начали решать задачи вместе. «Мы реализуем проекты для крупных корпораций, в которых нередко участвуют десятки ИТ-компаний. – Раньше такое считалось невозможным: ведь они конкуренты. Теперь совместно разрабатывают сложные цифровые продукты и сервисы, которые потом совместно планируют выводить на рынок».

Аналогичную работу ведет и государство. Как рассказал на сессии заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик, в нашей стране много классных решений, но мало цельных ИТ-продуктов. Такие готовые цифровые продукты за рубежом создавались годами, зачастую путем скупки их разработчиков крупной ИТ-компанией. «Мы делаем то же самое, но в другом формате, – объяснил господин Михайлик. – Мы собираем на площадках Индустриальных центров компетенций (ИЦК) команды, у которых есть отдельные решения, и убеждаем их не пытаться затащить на себя весь продукт на 100%, а объединиться, чтобы сделать его вместе. Если это происходит, то государство берет на себя обязательства запустить готовый продукт в массы. Это очень интересный кейс, когда всех нужно убедить, что сотрудничество лучше конкуренции». И подобных успешных кейсов у ИЦК уже достаточно много.

Дефицит ИТ-кадров повысил популярность аутсорсинга

В России одной из серьёзнейших проблем остается дефицит кадров. По озвученным на ЦИПР данным Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, число ИТ-специалистов в стране за год увеличилось на 13%. Но количество вакансий для них на hh.ru уже в течение нескольких месяцев застыло на отметке 1,2 млн. По наблюдениям генерального директора CLOUD Евгения Колбина, 300 крупнейших предприятий России за год значительно усилили кадровый потенциал своих ИТ-подразделений и зачастую создают на их основе свои дочерние ИТ-компании. А вот крупный и средний бизнес с трудом конкурирует с ними за ИТ-таланты.

Евгений Колбин утверждает, что зарплаты в индустрии уже настолько велики, что люди отказываются работать там, где им неинтересно. «Это четкий тренд в индустрии. Заплатить зарплату может каждый, но квалифицированные ИТ-специалисты идут работать только туда, где им дают возможности для профессионального роста и движения по карьерной лестнице», – заявил господин Колбин.

Директор по развитию ИТ-компании «Протон» Антон Малов считает, что лучше всего ИТ-специалистов мотивируют интересные задачи. «Мы стартовали с импортозамещением в 2016 году, когда это слово еще не вошло в моду. Тогда перед нашими сотрудниками была поставлена цель – отказаться от всех продуктов Microsoft в большой российской компании. А решить эту задачу нужно было без поддержки вендоров, поскольку они не были заинтересованы в импортозамещении. И здесь мы видели горящие глаза специалистов, им это было интересно, они понимали, что становятся частью истории», – рассказал на сессии ЦИПР Антон Малов. При этом в компании была выработана кадровая стратегия, при которой ИТ-специалисты постоянно обучаются новому как в своей, так и в смежных отраслях. Ведь на стыке разных отраслей информационных технологий зачастую и совершаются прорывы.

Подробнее об этом проекте читайте: 1С на Linux и PostgreSQL. Кейс внедрения для 2,5 тыс. пользователей.

В «Протон» хорошо развита система наставничества. «Сейчас тема импортозамещения в стране востребована, но перед специалистами «Протон» ставятся задачи заместить те или иные продукты быстрее всех, лучше всех, не так, как все… Вокруг таких проектов и строятся программы обучения и мотивации сотрудников», – говорит господин Малов.

По мнению экспертов сессии ЦИПР, российские предприятия все четче разбиваются на два вида. Одни (крупнейшие) имеют хорошую экспертизу, у них отличные ИТ-подразделения, они четко знают, чего хотят и каким образом будут это достигать. Другие всё чаще теряются в увеличивающемся потоке проблем. Причем проблем, связанных как с программным обеспечением, так и с инфраструктурой. «Если в крупнейших компаниях есть сильные компетенции, их специалисты все просчитали и приходят к нам с уже сформированным требованием, то крупный и средний бизнес часто сталкивается с тем, что работать, как раньше, уже невозможно, – рассказал Антон Малов. – А потому они обращаются к нам с бизнес-задачами: все тормозит, ничего не работает, мы не можем купить такую-то железяку, найдите возможность обойтись без нее».

Эксперты считают, что недостаток знаний у ИТ-специалистов крупных и средних компаний вызвал рост популярности аутсорсинга. При этом, отдавая на аутсорсинг реализацию тех или иных проектов, предприятия требуют от подрядчиков подтягивать компетенции сотрудников своих ИТ-подразделений, чтобы не впадать в долговременную зависимость от аутсорсера.

Санкции подтолкнули развитие облаков

Кроме того, в России быстро растет спрос на облачные услуги и сервисы. По данным Евгения Колбина, за последние три года количество компаний, которые пользуются облачными услугами, выросло примерно в три раза – с 15 тыс. до 50 тыс. В денежном выражении рост рынка прогнозировался на 30%, а по факту он увеличился на 50%. Этому способствовали санкции, потому что возможности привозить оборудование в Россию снизились. «Я думаю, что за следующие год-полтора эта цифра вырастет еще в два раза, потому что переход компаний в облака драйвится финансовыми соображениями. Сейчас все борются за эффективность, а облака стали обходиться дешевле собственной инфраструктуры, – заявил господин Колбин. – Это дает надежду на то, что мы будем двигаться быстрее, чем остальной мир. Сейчас проникновение облачных сервисов в лидирующих странах мира – 14%. В России – лишь 6% от всех компаний. Потенциал огромный».

Антон Малов указал еще на одну растущую тенденцию – создание бизнесами гибридных ИТ-инфраструктур. «К нам все чаще обращаются заказчики, собственные сервера которых не справляются с пиковыми нагрузками. К примеру, система 1С тормозит в периоды сдачи отчетности, – рассказал господин Малов. – И мы реализуем для таких компаний проекты по созданию в облаках резервных мощностей, что помогает существенно сократить расходы на облачные сервисы при сохранении и даже росте производительности системы».

Алексей Подрябинников считает, что росту популярности облаков будет способствовать и усложнение задач цифровой трансформации бизнеса: «Ко мне все чаще обращаются заказчики с просьбой реализовать у них систему распознавания лиц или бизнес-аналитики. При этом вопроса о том, будет она развернута на серверах компании или в облаках, уже не возникает. Даже крупные компании понимают, что собственную инфраструктуру для реализации таких проектов они не потянут».

Читайте также: Цифровизация бизнеса. Правила и ошибки

Узнайте: Как ускорить импортозамещение программного обеспечения в бизнесе

Сервис звонка с сайта RedConnect