Директор нижегородской IT-компании GANDIVA Антон Малов уверен, что предприятиям, заранее правильно выстроившим внутренние бизнес-процессы, пандемия не нанесла серьезного ущерба. Что помогло им перестроиться в кратчайшие сроки, сохранить управляемость и даже найти новые креативные решения?
Насколько серьезным, на ваш взгляд, вызовом для бизнеса был переход на удаленную работу?
Для кого-то это стало внезапным авралом, для кого-то – катастрофой, а для кого-то не изменилось ничего. Понятно, что от кризиса пострадали все, но в наиболее прогрессивных компаниях переход на удаленную работу никак не сказался ни на менеджменте, ни на микро-менеджменте, ни на бизнес-процессах. Если бы этот кризис случился пять-десять лет назад, наверное, мы его не пережили бы так гладко, поскольку за это время далеко продвинулись в плане цифровизации. Во время карантина мы провели серию вебинаров с IT-специалистами компаний-партнёров GANDIVA. Для них самой серьезной проблемой оказалась организация доступа сотрудников к той IT-инфраструктуре, которая есть в компании. GANDIVA помогла очень быстро организовать функционирование всех бизнес-процессов внутри компаний, когда каждый специалист сидит у себя дома. А выверенность бизнес-процессов дала возможность предпринимателям креативить. Появились очень интересные кейсы. К примеру, один из крупнейших автохолдингов России - компания «Агат», сумел за три дня перевести более половины сотрудников на удаленную работу, а за полторы недели – весь персонал. И далее организовать взаимодействие сотрудников с клиентами, которые тоже сидели по домам на карантине, и наладить полностью бесконтактную продажу автомобилей.
За счет чего бизнес-процессы оказались столь надежными?
GANDIVA – это цифровой продукт, который изначально решал несколько задач. Во-первых, его внедрение перестраивало взаимоотношения между сотрудниками компании по модели внутреннего заказчика – такие же, как в продажах. Продавец всегда заинтересован в том, чтобы клиент у него что-то купил. А, например, бухгалтер не всегда заинтересован в том, чтобы вовремя оплачивались счета. После внедрения GANDIVA он уже стремится продавать другим сотрудникам компании свои бухгалтерские услуги.
Во-вторых, GANDIVA позволяет считать, кто, на что и сколько тратит времени, определяя действительную эффективность каждого подразделения и сотрудника. Деятельность каждого человека отражается в цифрах, исчезает возможность что-то сфальсифицировать, сымитировать.
И в-третьих, возможно, самое главное – GANDIVA позволяет выявлять потери. Потери – это те процессы в организации, которые не несут добавленной ценности. Мы разрабатывали это программное обеспечение на основе японской философии непрерывного совершенствования бизнес-процессов Kaizen. А потому, прежде всего выявляем те потери, устранение которых при наименьших усилиях дает наибольшие результаты. Затем устраняются следующие, отобранные по этому принципу потери – и так до бесконечности. Далеко не все наши партнеры работают по системе Kaizen, но система постоянных улучшений, благодаря которым компания каждый день работает немножко лучше, чем вчера, захватывает, заставляет искать новые способы поиска и устранения потерь.
Если мы смотрим на свои процессы под таким углом и постоянно занимаемся устранением потерь из нашего бизнеса, то тогда всегда будем готовы к очередной засаде типа коронакризиса и точно не будем сломя голову при внештатной ситуации усугублять наше положение из-за того, что у нас множество внутренних внештатных «пожаров». А если мы не занимаемся устранением потерь, то в случае «глобального пожара» в мире, мы уже ничего не сможем сделать.
Насколько сложно идет внедрение GANDIVA на предприятиях?
Для этого нужно осмыслить и описать бизнес-процессы в компании. Это бывает непросто, но мы накопили уже приличный опыт внедрения своего цифрового продукта на предприятиях самых разных сфер экономики. Мы не только IT, но и проектная компания – занимаемся общепроектной эффективностью, и наши специалисты помогают описывать бизнес-процессы, ставить цели и внедрять решения. Причем, зачастую получается внедрить довольно сложные управленческие инструменты. Сотрудники просто начинают работать бережливо по Kaizen, поскольку наведен порядок во взаимоотношениях между работниками и подразделениями компании и оцифрована работа каждого.
Не случайно, я называю наших клиентов партнерами. Многое из того, что регулярно воплощается в GANDIVA, придумано ими. Часто это результат общего коллективного разума: один подал идею, второй ее воплотил, третий довел до ума… Наши партнеры часто общаются друг с другом. Вокруг GANDIVA образовалась эко-система компаний, борющихся за улучшения.
https://businessrost.ru/arkhiv-nomerov-nb/nb-avgust-sentyabr-2020/