Рекомендации

Блог

Дистанционный труд по эффективности не хуже офисного

Если при переводе офисных сотрудников на дистанционный режим работы их эффективность снизилась, управление в компании было построено неправильно изначально. При грамотно выстроенных бизнес-процессах неважно, где трудится персонал, – в офисе или дома. Продуктивность дистанционной работы не ниже и не выше офисной. 

Антон Малов, директор «Протон-групп».

 

Скоро исполнится два года с первого объявления локдауна в России и начала эпохи «удаленки». Сегодня меня нередко спрашивают: 

- Что изменилось с тех пор в нашей компании?

- Как вы приспособились к необходимости перевода сотрудников на удаленный формат?

- Как пандемия повлияла на наш бизнес? 

Разумеется, влияние пандемии для нас было отрицательным. Ведь «Протон-групп» – это, прежде всего, ИТ-компания. А стоимость труда ИТ-специалистов после перехода страны к дистанционному режиму работы существенно возросла. Исчезает понятие региональных рынков труда, зарплаты айтишников стали выравниваться по Москве, а в дальнейшем будут выходить и на американский уровень.

Офис «Протон-групп» расположен в Нижнем Новгороде, но у нас трудятся и разработчики, проживающие в Уфе, Перми, Москве, в Белоруссии, в Казахстане… Наши нижегородские сотрудники уже два года могут приходить или не приходить в офис по своему желанию – на эффективности их труда дистанционный формат никак не сказывается. Перевод сотрудников на удаленную работу был проблемой у партнеров и клиентов нашей компании. Но эти проблемы были связаны с необходимостью обеспечения их персонала техникой и организацией защищенного доступа к корпоративным информационным системам. После решения этих технических вопросов каких-либо организационных сложностей в управлении дистанционными сотрудниками у наших партнеров не возникло.

Дело в том, что менеджмент «Протон-групп» построен на принципах процессного управления. И миссия нашей компании – не продажа ПО для бизнеса Gandiva Management System, а внедрение философии и технологий процессного управления и сервисного подхода в работе офисов компаний-заказчиков. Наша задача – понять процессы организации, оптимизировать их и автоматизировать. Gandiva – это лишь инструмент, с помощью которого мы повышаем эффективность бизнес-процессов.

Если же процессы построены грамотно, не имеет значения, где работает сотрудник – в офисе или удаленно из своего дома. Поэтому я не делю вопросы на офисные и дистанционные. Мы выстраиваем процессы и контролируем их по реперным точкам, выясняя причины отклонений. При таком подходе «Гандива» показала себя и как отличная программа дистанционного управления сотрудниками. 

Как это работает на практике? К примеру, при реализации проектов по разработке ИТ-продуктов, продуктологи и бизнес-аналитики «Протон-групп» декомпозируют цель на мельчайшие задачи, срок исполнения каждой из которых не превышает восьми часов. Неважно, простая это задача или сложная. Важно, чтобы она была понятна исполнителю, и чтобы была правильно определена ее трудоемкость. 

На ежедневных планерках в своих группах сотрудники либо отчитываются об исполнении возложенных на них вчера задач, либо докладывают о сложностях, с которыми они столкнулись и обращаются за помощью, чтобы выявить заранее проблемы, которые могут привести к затягиванию проекта. 

Такая модель помогает вовремя диагностировать локальную проблему, чтобы она не переросла в глобальную. Такой подход позволяет обойтись без микро-менеджмента, когда за спиной сотрудника стоит «начальник с плеткой» (в варианте дистанционной работы – видеокамера) и заставляет его беспрестанно тыкать пальцами в клавиатуру или шевелить мышкой. 

Я убежден, что управление любым бизнесом должна строиться по такой схеме: сотруднику должна быть понятна задача и время ее исполнения. Он должен понимать, где может получить помощь. А задача руководства – организовать процессы таким образом, чтобы их исполнение привело к решению бизнес-задач в минимальный срок и с минимальными затратами. При таком подходе продуктивность труда дистанционного сотрудника не снизится и не увеличится – он будет делать то же самое, что делал в офисе. 

Если процессы выстроены правильно, если сотрудникам понятно, что и когда они должны делать, сбоев не происходит. Естественно, существуют люди, которые не хотят работать. Но в такой модели эти люди не приживаются и уходят.

Если же стоять за спиной сотрудника и постоянно его подгонять, компания станет неэффективной. Когда процессы не выстроены, дело не движется, руководитель жалуется, что у него даже в офисе не хватало рук бить нерадивых сотрудников, а на удаленке до них и не дотянуться, я бы такому руководителю посоветовал посмотреть внутрь себя и подумать, что он делает не так. Тотальный контроль убивает энтузиазм. А каждый сотрудник какую-то часть своего рабочего времени должен думать, как улучшить свой труд. Эти ежедневные минимальные улучшения и приводят к развитию компании в целом. Поэтому правильно выстроенные и постоянно улучшаемые бизнес-процессы позволяют резко повышать конкурентоспособность предприятия при любом формате работы – очном или дистанционном.

Сервис звонка с сайта RedConnect